Казанцам предстоит разгадать средневековые головоломки
26 августа 2004 года
Собрание произведений западноевропейского искусства занимает в коллекции Эрмитажа значительное место. Одних гравюр здесь хранится полмиллиона, полотен – более восьми тысяч... Об этом корреспонденту «РГ» рассказала главный хранитель фонда западноевропейской живописи, графики и скульптуры Эрмитажа Мария Гарлова, прилетевшая в столицу Татарстана накануне открытия вернисажа:
– Мы отобрали для Казани 56 работ наиболее известных мастеров. Таких, как Карло Маджиги, Леонардо Бассано, Джакомо Чиппера, Юстуса Ван Хейсума, Яна Брейгеля-младшего и многих других. Мы хотим познакомить татарстанских ценителей прекрасного с жанровым разнообразием натюрморта и с различной творческой манерой, характерной для фламандских и голландских мастеров XVI-XIX веков. Особенно интересны, на мой взгляд, натюрморты, «рожденные» в XVII веке. Этот век считается «золотым» для представляемого Эрмитажем жанра. В те времена натюрморт был на пике моды, шел нарасхват, его охотно покупали и очень состоятельные люди, и беднота. Именно в XVII веке появилось понятие «роскошный» натюрморт. Эта жанровая разновидность весьма полно представлена на выставке, как, впрочем, и натюрморт «религиозный». Подчеркну, что работам представленной на выставке эпохи присущ особый аллегорический подтекст. Ни одной случайной детали! Здесь каждый цветок или плод имеет эзотерический смысл. Скажем, лилия – это цветок Мадонны, гранат обозначает страсти Христовы, роза с гусеницей – низменные чувства и даже наличие флейты в натюрморте имело эротический подтекст. Просто современный человек утратил язык средневековых символов, а в те времена зритель прекрасно все расшифровывал.
Искусствоведы утверждают, что создатели картин стремились подчеркнуть суетность земной жизни и напомнить о неминуемой смерти, а следовательно и о необходимости спасения души. Задуматься об этом – времени достаточно, ведь выставка продлится до 8 ноября.
Ольга Юхновская,
"Российская газета", Казань.